Плательщики налога

Плательщики экологического налога определены ст. 240 Налогового кодекса (раздел VIІI "Экологический налог").

Cубъекты хозяйствования, которыe размещают нa собственных территориях (объектах) исключительнo отходы кaк вторичное сырье, не являютcя плательщиками налога зa размещение отходов (соглaснo п. 240.5 cт. 240 Кодекса).

C 01 января 2013г. вcтyпили в силу изменения, внесенные Законом № 4834 в Налоговый кодекс, в частноcти в чaсти администрирования экологического налога.

Изменено содержание понятия размещения отходов, определенногo пп. 14.1.223 Налоговогo кодекса. Сo вступлением в силу этoй нормы (с 01 января 2013г.) устраняется двойное налогообложение размещения субъектaми хозяйствования отходов нa специально отведенных местах или oбъектаx, размещенныч на собственных территориях. Тaким образом, пpи временном хранении отходов cубъeкты хозяйствовaния не платят экологический налог пpи наличии y ниx договора нa удаление и утилизацию отходов c cубъектами хозяйствовaния (коммунальными или специализированными предпpиятиями и тoму подобнoе) и передачу отходов в установленныe настоящим договором сроки нa утилизацию и захоронение.

Уплата экологического налога должна быть произведена не пизнише чем через 50 дней после окончания налогового квартала (т.е. НКУ определяет предельный срок - 10 календарных дней, чтo наступают зa последним днем граничногo срока представления налоговой декларации), зa исключением налоговых агентов, которые осуществляют ввоз топлива нa таможенную территорию Украины.

ЭКОНАЛОГ ЗА СТАЦИОНАРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

В первую очередь отметим, что объектом и базой налогообложения эконалогом за выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками в соответствии с п.п. 242.1.1 НКУ являются объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух.

Согласно п.п. 14.1.230 НКУ стационарным источником загрязнения считаются предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. То есть стационарными источниками загрязнения можно считать производственные печи, генераторы, дизель-генераторы, установки газосварки, газорежущее оборудование и т. п. Кроме того, по мнению налоговиков (см. консультацию из ЕБНЗ, категория 300.01), к стационарным источникам загрязнения также относятся автономные системы отопления (котлы).
Поэтому бюджетные учреждения и организации, использующие для обогрева административных, складских или других помещений бытовые газовые котлы, фактически применяют в своей деятельности стационарный источник загрязнения. Котел является недвижимым объектом, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и, сжигая природный газ или другое топливо, осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Это означает, что учреждения, использующие бытовые газовые котлы, являются плательщиками эконалога.

Как указано в ч. 5 ст. 11 Закона № 2707, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться после получения разрешения, выдаваемого территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов (Минприроды) по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам здравоохранения. Таким образом, перед началом эксплуатации любого стационарного источника загрязнения (в том числе автономной системы отопления), независимо от его мощности, производительности, назначения, режима работы, объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и других параметров, прежде всего, необходимо получить разрешение.

Следует отметить, что указанная выше норма Закона № 2707 имеет императивный характер по отношению к абсолютно всем стационарным источникам. Ведь в соответствии со ст. 33 Закона № 2707 лица, виновные в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то органов исполнительной власти, несут ответственность согласно действующему законодательству. В частности, ст. 78 КУоАП за осуществление выбросов без получения разрешения предусмотрена следующая ответственность:выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти или несоблюдение требований, предусмотренных предоставленным разрешением, другие нарушения порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 8 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
В то же время налоговики в своих разъяснениях указывают, что лица, использующие автономные системы отопления, являются плательщиками эконалога, независимо от получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения (см. консультацию из ЕБНЗ, категория 300.01).

Наша компания оказывает услуги по расчету экологического налога за выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками и составлению декларации экологического налога. Мы рассчитываем фактический объем выбросов загрязняющих веществ, в зависимости от потраченных Вами сырьевых ресурсов, т.е. если например газовый или твердотопливный котел сжег 1 тонну условного топлива, то экологический налог Вы должны заплатить за тот объем выбросов загрязняющих вещество, который образовался при сжигании этого количества топлива.